Заседание Методического совета Академической гимназии 21 сентября 2016

Присутствовали:

Милютин М.П. – председатель

Серова Н.В.  секретарь

Члены совета: Флоринский А.А., Головачев Г.М., Иванов О.А.,  Пивоваров С.С., Великоруссов П.В., Карцова А.А., Жук А.В., Скучас П.П., Екимов А.В., Седова О.С.,Милицина С.В, Захаров А.Н., Башарин А.С., Зубарева Л.Н., Иванова Е.А.

Присутствовали: Бабелюк Е.Г., первый проректор по учебной, учебно-методической и воспитательной работе, Музалев А.А.  начальник отдела, Плоткин А.В. – зам.проректора по учебно-методической работе

Повестка дня:

  1. О Плане мероприятий (далее – План мероприятий) по реализации Программы развития основных общеобразовательных программ в СПбГУ до 2020 года (далее – Программа развития)
  2. О  преподавании иностранного языка в Академической гимназии.
  3. Об участии гимназистов в международных интеллектуальных соревнованиях
  4. Утверждение результатов экспертизы учебно-методической документации дополнительных образовательных программ на 2016/2017 уч.год

1. О Плане мероприятий по реализации Программы развития основных общеобразовательных программ в СПбГУ до 2020 года.

По первому вопросу выступила Е.Г. Бабелюк, которая предложила Методическому совету Академической гимназии им.Д.К.Фаддеева обсудить План мероприятий по реализации Программы развития гимназии до 2020 года. Первый проректор сообщила, что Программа была утверждена Министерством образования и науки, обратила внимание собравшихся на стратегический характера документа, подчеркнула, что после утверждения Плана мероприятий он станет программой работы и  те целевые индикаторы, которые указаны в Плане мероприятий, должны быть достигнуты.  Е.Г.Бабелюк сообщила, что План мероприятий позволит сосредоточить внимание на следующих направлениях развития гимназии, а именно: на развитии межпредметных связей, использовании системы электронного обучения и совершенствовании технологий, повышении качества обучения,в том числе иностранному языку, развитии олимпиадного движения, сбалансированности интеллектуальных и физических нагрузок обучающихся. Все это позволит выполнить основную задачу – дать учащимся полноценное, разностороннее образование, выйти на лидерские позиции в российском образовательном пространстве.

А.А.Музалев познакомил собравшихся с основными задачами, поставленными в Плане мероприятий, и показателями успешности реализации Программы развития.

Обсуждение:

Карцова А.А. подчеркнула важность обсуждаемого документа, обратила внимание на то, что обсуждаемые целевые показатели должны быть реальными. Она подчеркнула, что очень многое зависит от тех, кто учит школьников в гимназии, поэтому чрезвычайно важно, чтобы преподаватели университета, работающие со школьниками, понимали, что гимназия – это важный и трудный участок работы, требующий постоянного совершенствования и ежедневного кропотливого труда. Такого преподавателя невозможно подготовить даже за два года, поэтому необходимо  внимательно подходить к подбору кадров, возможно, создать внутриуниверситетскую систему подготовки таких преподавателей. При этом необходимо поддерживать преемственность и привлекать для работы в школе бывших выпускников, студентов и аспирантов, разработать систему их поощрения. Также А.А.Карцова высказала мнение о том, что классное руководство должно быть поручено штатным преподавателям Академической гимназии, а не профессорско-преподавательскому составу.

Бабелюк Е.Г. сообщила собравшимся, что в настоящее время идет работа над созданием новых должностных инструкций воспитателя, классного руководителя, которые будут представлены для обсуждения Методическому совету. Одновременно Е.Г.Бабелюк подчеркнула необходимость шире привлекать профессорско-преподавательский состав для работы в гимназии, что является  неоспоримым преимуществом гимназии перед другими школами. Решение этих вопрос заложено и в Программу развития, и в План мероприятий. Далее Екатерина Геннадьевна рассказала о результатах приема на общеобразовательные программы СПбГУ, оценила качество приема как достаточно высокое, обратила внимание членов Совета на более эффективное использование образовательных ресурсов университета, возможностей, которую предоставляет Научная библиотека им.М.Горького и ресурсные центры, предложила продумать логистику их использования, повысить качество экзаменационных материалов и совершенствование критериев отбора.

Жук А.В. предложил изменить систему учета личных достижений поступающих на общеобразовательные программы, высказал мысль о нецелесообразности предоставления льгот первого и   второго порядка по результатам некоторых олимпиад, включенных в Перечень Министерства образования.

Иванов О.А. высказал сомнение в том, что расширение количества регионов, в которых ведется прием, повысит эффективность отбора. Он предложил точнее сформулировать такие показатели успешности реализации Программы развития, как публикационная активность.

Музалев А.А. выступил с предложением ввести в критерии отбора абитуриентов проектную детельность, создать необходимые критерии.

Бабелюк Е.Г. отметила, что в организации отбора необходимо использовать опыт работы лагеря «Сириус», который показал свою эффективность.

Карцова А.А. предложила использовать опыт Лаборатории школьной психофизиологии для целей отбора, а также высказала мнение о том, что профессорско-преподавательский состав должен активнее распространять опыт работы со школьниками, участвуя в различных научных мероприятиях.

Скучас П.П. предложил шире привлекать школьников города к университетским мероприятиям, привлекать финансирование для организации выездных мероприятий и практик.

Башарин А.С. задал вопрос: почему в развитии электронных технологий обучения мы ограничиваемся только возможности системы Black Board.

Бабелюк Е.Г. ответила, что выбор указанной системы не был случайным, были рассмотрены различные предложения, проведен анализ, результатом которого был выбор именно Black Board как наиболее гибкой и наиболее защищенной системы.

Пивоваров С.С. задал вопрос о возможности финансирования поездок школьников на различные интеллектуальные соревнования  и привлечения для этих целей ППС.

Жук А.В. предложил шире использовать возможности, которые предоставляет Комитет по образованию Санкт-Петербурга, в том числе в части привлечения финансирования.

Серова Н.В. предложила доработать предложения Методического совета в План мероприятий по реализации Программы развития и представить их в срок до 29 сентября 2016 года.

В процессе дистанционного обсуждения было сформулировано следующее решение:

  1. Информацию, полученную в ходе заседания, принять к обсуждению. В срок до 5 октября 2016 года направить предложения в План мероприятий
  2. В работе по совершенствованию учебно-методических комплексов, разработке планов методической работы и программ учитывать целевые показатели и сроки их достижения, зафиксированные в Плане мероприятий.
  3. Подчеркнуть необходимость при составлении «Календаря олимпиад и конкурсов» особое внимание обратить на международные интеллектуальные соревнования; при определении сроков проведения олимпиад и конкурсов, проводимых по инициативе СПбГУ, учитывать особенности графика учебного процесса Академической гимназии, сроки проведения близких по формату международных интеллектуальных соревнований с целью оптимального участия в них учащихся АГ и повышения эффективности работы преподавателей СПбГУ при организации и проведении этих мероприятий.
  4. Уточнить, что количественные показатели, обозначенные в «Плане мероприятий» в качестве конкретных результатов работы по олимпиадной и конкурсной деятельности, достигаются поэтапно к 2020 году.
  5. Предусмотреть  создание системы поощрения участия студентов и аспирантов СПбГУв подготовке материалов олимпиад и конкурсов, проводимых по инициативе СПбГУ, как одной из форм их научной работы.
  6. Для реализации отдельных предложений «Плана мероприятий» активно использовать механизм создания рабочих групп при Методическом совете АГ из педагогических работников – преподавателей иностранного языка Академической гимназии им.Д.К.Фаддеева, а также ППС соответствующих кафедр СПбГУ.

Подробный перечень предложений внести в новую редакцию Плана мероприятий.

Голосование:

«За» - единогласно

«Против» - нет

воздержавшихся нет

2. О системе преподавания иностранных языков в Академической гимназии

По второму вопросу выступила Иванова Е.А., руководитель методического объединения преподавателей иностранных языков. Она рассказала о системе преподавания, которая сложилась на текущий момент, выразила мнение, что для повышения результативности работы необходимо учитывать результаты ОГЭ по иностранному языку при организации приема на общеобразовательные программы, а также установить, что иностранный язык является одним из предметов, выносимых на промежуточную аттестацию.

Решение:

  1. Информацию Ивановой Е.А. принять к сведению.
  2. Одобрить предложения по совершенствованию системы преподавания иностранных языков, перечисленные в проекте Плана мероприятий по реализации Программы развития основных образовательных программ общего образования в Санкт-Петербургском государственном университете (ПНР 2, раздел 6). Дополнительно

- рекомендовать расширить перечень вступительных испытаний для обучения на основных образовательных программах общего образования в СПбГУ непрофильным экзаменом по иностранному языку в формате ОГЭ на отдельных программах в 2017 году, а при условии достижения высоких результатов распространить имеющийся опыт на  все образовательные программы;

- в дальнейшем дополнить учебные планы ООП промежуточной аттестацией по иностранному языку 1 раз в год в период летней сессии.

Голосование:

«За» - единогласно

«Против» - нет

воздержавшихся нет

3. Об участии гимназистов в международных интеллектуальных соревнованиях.

По третьему вопросу выступил Флоринский А.А., который предложил

- создать зональный Турнир Юных Математиков и проводить его одновременно в Турниром Юных Физиков, это позволит сэкономить финансовые средства  и привлечь большее количество школьников.

- Продвигать ТЮМ как интеллектуального олимпиадно-исследовательского соревнования высокого уровня.

- Создать систему поощрения участников и руководителей команд посредством утверждения и издания специальных дипломов и сертификатов.

- Активно  сотрудничать с научной общественностью и представителями различных образовательных организаций с целью обеспечения высокого научного уровня соревнования

Решили: одобрить предложения А.А.Флориского

Голосование:

«За» - единогласно

«Против» - нет

воздержавшихся нет

4.Утверждение результатов экспертизы учебно-методической документации дополнительных образовательных программ.

Головачев Г.М. сообщил, что для перерегистрации дополнительных образовательных программ в 2016/2017 учебному году необходимо утвердить результаты экспертизы учебно-методической документации: рабочих программ учебных дисциплин, учебных планов, календарных графиков и характеристик образовательных программ. Ниже перечисленные учебные планы и РПУДы прошли экспертизу и были утверждены приказами проректора по учебно-методической работе в 2013-2014 годах, в текущем году изменения не вносятся. Проекты календарных графиков на 2016-2017 уч. год и характеристик дополнительных образовательных программ заранее разосланы членам совета по электронной почте.

Милютин М.П. информировал членов Совета, что замечаний к предложенным проектам не поступило и предложил утвердить результаты экспертизы учебно-методической документации перечисленных ниже дополнительных образовательных программ.

Решили:

  1. Рабочие программы учебных дисциплин, учебные планы, календарные графики и характеристики перечисленных ниже дополнительных образовательных программ соответствуют по своему содержанию и применяемым образовательным технологиям заявленным целям ДОП. Дополнительные образовательные программы соответствуют требованиям, предъявляемым к программам СПбГУ (Приложение)

Голосование:

«За» - единогласно

«Против» - нет

воздержавшихся нет

Печать