Война, какой ее увидели студенты СПбГУ

В Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ состоялась лекция студентов-историков Университета о действиях по прорыву блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

Универсанты рассказали гимназистам о трех Синявинских операциях 1941–1942 годов, а также продемонстрировали военное обмундирование и оружие тех времен. «Сегодня, гуляя по улицам города, мы видим над собой мирное небо. И сложно представить, что еще совсем недавно, немногим более 70 лет назад, на этом месте каждый день разрывались снаряды и мины, погибали люди, — сказал Михаил Замятин, студент СПбГУ. — Думаю, у каждого из вас возникало множество вопросов: почему блокада длилась так долго? Как Ленинград, один из крупнейших городов СССР, колыбель революции, оказался в кольце вражеской армии? И почему советское руководство не смогло пробить к нему коридор в течение почти трех лет?» На все из них универсанты постарались дать ответы в ходе своего выступления.

Летом 1941 года войска группы армий «Север» стремительно продвигались к Ленинграду: сказалась неожиданность нападения фашистской Германии и вызванное ей отступление советских войск. Уже 9 июля пал Псков. Лужский рубеж, протянувшийся от Финского залива до озера Ильмень, лишь ненадолго прервал наступление: преимущество противника в вооружении и стратегии ведения боя дали о себе знать. Восьмого сентября немцы вышли к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург — так образовался Шлиссельбургско-Синявинский выступ, разделивший войска Ленинградского фронта и располагавшуюся на востоке 54-ю армию. В ширину он составлял всего 12 километров — сейчас это расстояние можно преодолеть на автомобиле за несколько минут, но немецкие войска удерживали на нем оборону на протяжении двух с лишним лет.

Может показаться, что Ставка выделяла все силы на защиту Москвы, однако это было не так. Первая попытка прорыва блокады состоялась уже через два дня: 10 сентября 1941 года началась первая Синявинская операция. Встречными ударами командование советских войск планировало пробить оборону противника, однако успеха добиться не удалось. Причиной стала нехватка вооружения, а из-за желания как можно скорее разорвать кольцо окружения план действий был недостаточно продуман. Попытки освободить Ленинград на этом не завершились: в октябре развернулась вторая Синявинская операция, также окончившаяся неудачей, а в августе 1942 года — третья, благодаря которой удалось сорвать операцию «Северное сияние» и предотвратить взятие города вражеской армией.

Кольцо блокады было прорвано советскими войсками только в ходе наступательной операции, вошедшей в историю под названием «Искра». Однако по плану действий она незначительно отличалась от тех, что предпринимались в 1941–42 годах. Причины поражений во многом определялись природно-географическими факторами: в частности, при совершении прорывов солдатам часто не хватало вооружения и продовольствия: по дорогам, использовавшимся для подвоза, сложно было пройти даже пешком. «Мы смотрим на карту и видим стрелки, которые движутся навстречу друг другу. Но важно помнить, что они обозначают тысячи живых людей, — сказал студент СПбГУ Александр Весельский. — Когда планируется наступление, на карте проводится короткая линия по прямой, а в реальности приходится учитывать, что путь армии проходит через леса и болота. Представьте, что вам сейчас пришлось бы в полном обмундировании идти в атаку с пулеметом по пояс в воде, а наверху на склоне засели немцы».

Увидеть своими глазами, в каких условиях воевали солдаты и почему попытки прорыва блокады долгое время не могли увенчаться успехом, универсантам позволил новый вид летних студенческих практик — военно-исторический. Обучающиеся по направлению «История» не просто отправляются на раскопки, но и помогают увековечить память о советских солдатах, сражавшихся и погибших за родину. Найденные медальоны и награды позволяют установить имя бойца и подвиг, который он совершил, и получить сведения, чтобы найти его родственников.

См. также: Забвению не подлежит

Печать