В Санкт-Петербургском университете состоялся финал XXVIII Всероссийской научно-методической конференции «Университетская гимназия». Ученики Академической гимназии имени Д. К. Фадеева СПбГУ представили свои научные исследования по разным предметам и попытались понять, как вывести из организма человека опасный радионуклид, влияет ли состав соевого соуса на тепловую линзу и почему современные подростки не читают классику.
Сегодня проектная и исследовательская деятельность в школе позволяет глубже изучить предмет, понять самим обучающимся, хотят ли они заниматься наукой в будущем. В течение учебного года все гимназисты СПбГУ проводят самостоятельные исследования под руководством своих преподавателей и профессорско-педагогического состава Университета.
«Университетская гимназия» — это ежегодная всероссийская научно-методическая конференция, в рамках которой школьники представляют результаты своей научной работы. Победители и призеры награждаются дипломами, памятными подарками, а также получают право на публикацию тезисов своих докладов в тематическом сборнике.
Специально для выступления на секциях «Математика», «Физика», «Информатика и ИКТ», «Биология», «Межпредметные исследования», «Химия» и «Гуманитарные исследования» гимназисты подготовили 52 доклада.
«В этот исторический период наука в нашей стране стала приоритетной областью, поэтому ребята, которые в будущем захотят стать учеными, смогут активно продвигать свои идеи. Надеюсь, выступления на этой конференции помогут гимназистам продемонстрировать свой исследовательский потенциал и понять, как они хотят развиваться в выбранных научных направлениях», — отметила первый проректор по учебной и методической работе СПбГУ Марина Лаврикова.
В финале конференции оценивались восемь лучших исследовательских работ, которые отобрало экспертное жюри. Так, Анастасия Городнова, ученица 11 «Д» класса, изучила, как особые химические системы типа «хозяин-гость» с краун-соединениями могут применяться в медицине для выведения из организма опасного радионуклида цезия-137, создания лекарственных препаратов нового поколения и определения маркеров заболеваний. Ученица 11 «Б» класса Ника Степанова попыталась понять, как создать генетически модифицированные продовольственные культуры, которые устойчивы к затоплению. Школьница изучила химические процессы, которые протекают в корнях и побегах риса и пшеницы при недостатке кислорода, а также биохимические свойства адаптации этих растений.
Иван Данковский из 10 «М» класса провел исследование эффекта тепловой линзы на примере соевого соуса. Гимназист заинтересовался этой темой, когда встретил похожую задачу на одном из турниров для юных математиков. Эффект тепловой линзы состоит в том, что при пропускании лазера через тонкий слой соевого соуса можно наблюдать увеличение пятна от лазера в течение нескольких мгновений при нагреве образца. Школьник выяснил, что на оптическую силу линзы влияет не только диаметр и интенсивность пучка лазера, но и концентрация соевого соуса при растворении в воде, а также его состав.
Помимо исследований в области точных и естественных наук гимназисты подготовили работу с гуманитарной составляющей. О роли и месте классической литературы в структуре интересов современного читателя рассказала ученица 10 «К» класса Мария Левина. Для получения ответа на этот вопрос был проведен опрос 200 человек в возрасте 13–80 лет на тему чтения классических произведений. После обработки результатов стало понятно, что подростки и молодежь в возрасте 13–25 лет меньше читают классику по сравнению с другими поколениями. По мнению гимназистов, эта проблема возникла в том числе из-за устаревших методов преподавания литературы в школах. Ребята предлагают пробудить интерес к чтению у подростков с помощью интересных проектов и кейсов, а также налаженного диалога между учителем и учеником.
В финале конференции также прозвучали доклады на темы «Сумма попарных произведений чисел, расставленных по окружности» (Станислава Казанко, 9 «М» класс), «Тесты на простоту числа» (Михаил Ледовских, 11 «М» класс), «Синтез и каталитические свойства наночастиц типа ядро-оболочка» (Камелия Рашитова, 11 «Д» класс) и «Теоретическое моделирование отражательной способности многослойных зеркал и экспериментальное изучение влияния тонких барьерных слоев на их рабочие параметры» (Ева Харитонцева-Беглова и Юлия Полякова, 11 «М» класс).
Итоги всероссийской конференции подвели на круглом столе «Перспективы развития проектной и исследовательской деятельности в Академической гимназии до 2020 года». Эксперты отметили высокий уровень докладов — их содержательность и структурированность. Кроме того, участники круглого стола выразили благодарность научным руководителям, которые помогали школьникам в проведении исследовательских работ.
«Академическая гимназия СПбГУ — это бренд, которым Университет может гордиться. Надеюсь, в перспективе участие во всероссийской конференции станет для ребят хорошим подспорьем в их дальнейшем развитии. Например, дипломы сегодняшних победителей могут войти в портфолио для участия в программах образовательного центра "Сириус" — партнера Университета», — отметила директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова.