Физико-математическое направление

Дата публикации:

Нам часто задают вопрос, как организовано преподавание математики в Академической гимназии. Постараемся дать подробный ответ.

Академическая гимназия, в прошлом – физико-математическая школа-интернат № 45, создавалась как школа с особой программой изучения математики. Подобная программа существовала всего в нескольких школах страны. В школы-интернаты при университетах поступали самые способные и трудолюбивые, тем не менее, для успешной учебы им требовалось работать по 10-12 часов в день. За прошедшие годы в стране очень сильно изменилась система образования. Но и сегодня в Академической гимназии сохранены и работают все принципы организации преподавания физико-математических дисциплин.

Как учим

В физико-математических классах преподаются три предмета: алгебра, математический анализ, геометрия. В 8,9,10-х классах на изучение алгебры и матанализа отводится по 3 часа в неделю, и 2 часа на изучение геометрии. В 11-х классах все три дисциплины занимают по 3 часа в неделю. В текущем учебном году восстановлена система спецкурсов: в расписании каждого математического класса 2 часа отводится на изучение отдельных тем повышенной сложности, посещение этих занятий обязательно для каждого ученика. Кроме обязательных спецкурсов, в расписании 10-11 х классов присутствует двухчасовой факультатив, посещать который можно по желанию. Дополнительно к факультативам проводятся занятия кружка, посвященного решению олимпиадных задач. Еще одна форма нашей работы: наиболее сильные и способные ученики выполняют исследовательскую работу по математике под руководством одного из преподавателей. По окончании учебного года все ученики 10-х классов проходят практику по предмету, который считают своей специализацией. Во время практики профессиональные математики знакомят своих подопечных с одним из современных разделов на доступном уровне. Каждый ученик получает небольшую задачу, которая решается с применением изученного материала. Решив задачу, он должен объяснить и проанализировать свой результат. Цель такой практики – познакомиться с профессией математика, узнать основные этапы научного и прикладного творчества.

В естественнонаучных классах (химических, биологических, геоэкологических) математика также разделена на три предмета – алгебру, математический анализ, геометрию. Всего на преподавание этих дисциплин отводится 7 часов в неделю. Для желающих проводятся факультативные занятия по математике, позволяющие углубить знания.

Чему учим

Программа, по которой проходят занятия в математических классах, имеет уникальный характер. Она разрабатывалась специально для Академической гимназии. Отметим, что программа АГ по математике не совпадает с программой первого курса университета, как иногда говорят, не совпадает она и с программой большинства классов с углубленным изучением математики, которые создаются в профильных школах. Целями нашей работы являются: максимальное развитие способностей ученика, формирование математического мышления, понимание учеником теории, формирование навыков решения задач. Часть уроков проходят как лекции, во время которых рассказывается и доказывается теоретический аппарат элементарной математики. Основные разделы – аксиоматика и свойства действительных чисел, целые числа и вопросы делимости в кольце целых чисел, основы классического математического анализа, теория пределов и непрерывности функций, дифференцирование и интегрирование, основы математической логики, классические задачи планиметрии и стереометрии, аналитическая геометрия, преобразования пространства, комбинаторика и начала теории вероятностей. Хорошее понимание теории помогает ученикам искать идеи решения самых сложных задач. Те, кто свободно ориентируются в фактах и методах, способны предложить правильный путь и без потерь пройти сквозь все технические преобразования. Мы не только учим решать тот или иной тип задач, как это часто делается в классах с углубленным изучением математики, мы добиваемся тонкого понимания идей и методов. Именно поэтому наши выпускники хорошо сдают экзамены, в том числе и ЕГЭ. Мы не натаскиваем на решение демонстрационных вариантов, мы идем дальше и глубже. Мы стараемся вырастить будущих профессионалов, работающих в точных науках.

Кто учится

Сегодня состояние дел в области работы с одаренными школьниками сильно изменилось по сравнению и с шестидесятыми, и с девяностыми годами. Если раньше количество специализированных школ было небольшим, то сейчас в каждом, даже небольшом, городе работают несколько сильных школ или классов с углубленным изучением математики. Существует большое количество школ при вузах, создаются школы-интернаты при Федеральных университетах. Каждый ученик может выбрать школу, подходящую ему по уровню способностей и трудолюбия. Кто же поступает учиться в Академическую гимназию, преодолев вступительные экзамены и выиграв конкурс? В наши дни ученики АГ нацелены на получение качественного фундаментального образования. Они видят отличие гимназии от других образовательных учреждений. У нас трудно учиться, потому что требуется понять не только ”как это решается”, но и ”почему именно так”. Необходимо каждый день выполнять большие домашние задания. На уроках и дома предлагаются сложные задачи, и требуется придумать свой подход почти к каждой из них. Может случиться, что преподаватель рассказывает непонятно, но это только потому, что от ученика требуется самому додумать и осознать многие этапы рассуждений. Предполагается, что ученик дома еще раз разберет пройденный материал, и самостоятельно решит несколько задач на изложенные идеи и методы. Конечно, не все наши ученики имеют выдающиеся способности, но все они трудолюбивы и старательны, иначе нам приходится с ними расставаться. За два – три года они становятся сильными выпускниками, которые могут учиться и в Санкт-Петербургском университете, и в других престижных вузах. Учеба в Академической гимназии требует большой ответственности и умения организовать свою работу. У нас необходимо работать постоянно, а оценки выставляются нечасто. Если сбавить усилия, сначала никто вроде не заметит, но вдруг появляются двойки, и приходится догонять остальных. Очень важный положительный момент, отличающий нашу гимназию от остальных школ – партнерские и доброжелательные отношения между учениками и преподавателями. Все отмечают, что у нас совершенно необычная атмосфера, основанная на взаимном уважении.

Несколько замечаний

Тем, кто раздумывает, поступать к нам или нет. Конечно, подготовиться к ЕГЭ можно в любой школе и в любом городе. К нам имеет смысл идти, если имеются некоторые способности, желание получить фундаментальные систематизированные знания, потребность сформировать основы профессионального мышления, готовность много и самостоятельно работать, необходимость адаптироваться к жизни в Санкт-Петербурге и к учебе в богатом своими традициями Санкт-Петербургском государственном университете.

Тем, кто говорит, что гимназия уже не та. Бывает, раздаются голоса, что Академическая гимназия совсем не то учебное заведение, которое блистало в шестидесятые-семидесятые годы, что в ней некому работать и преподаватели уже совсем не такие. Припоминается анекдот: ”Некоторые говорят, что я стар. Так вот, я не просто стар, я суперстар!”. Наши преподаватели заслуживают только хороших слов, потому что они умеют работать с умными и трудолюбивыми школьниками. За два-три года сегодняшние преподаватели Академической гимназии выводят ребят, приехавших из других городов, и имеющих совершенно разную, не всегда высокую, подготовку, на уровень выпускников лучших школ Санкт-Петербурга. Наверно, мы уже не сможем вернуться к ситуации семидесятых годов, когда в стране существовало несколько сильных школ, и попасть в них стремились тысячи детей от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Сегодня перед школами с повышенным уровнем подготовки стоит совсем другая задача – научиться работать с детьми с разными способностями и разными базовыми знаниями, сохранить и развить интерес к исследовательскому творчеству. И главное – суметь сочетать прежние подходы и прежнюю глубину изучения предмета с необходимостью подготовки к специфическим задачам ЕГЭ.

Родителям. Отправлять ребенка в чужой большой город всегда трудно. Но если вы понимаете, что ему предстоит в жизни взять свою высоту, лучше начать готовиться на два-три года раньше и получить преимущество перед сверстниками. Бытовые вопросы не должны вызывать у вас беспокойства. В гимназии много сделано для организации комфортной жизни учащихся. Мы любим детей, и у нас добрые и отзывчивые воспитатели.

Специалист по методической работе (математика)
Г.М.Головачев

Печать