География

Дата публикации:

Учебный план и программы естественнонаучного профиля предусматривают углубленное обучение физике (4 часа в неделю), биологии (2 часа в неделю), математике (5 часов в неделю), географии (2 часа в неделю), химии (3 часа в неделю), основам научного эксперимента (2 часа в неделю). Кроме того, для каждой специализации предусмотрены спецкурсы - 4 часа в неделю и 2 часа лабораторных занятий. В геоэкологическом классе предполагается углубленное изучение английского языка (5 часов в неделю). Такая подготовка предполагает продолжение обучения на биолого-почвенном, химическом, физическом факультетах и факультете географии и геоэкологии.

География в Академической гимназии СПбГУ

География - это один из важных предметов не только в специализированных эколого-географических классах Академической гимназии, но и в классах, где углубленно изучают математику, физику, химию и биологию.

Школьный предмет географии формирует у человека географическое мышление. Что это значит и почему это так важно? Географическое мышление имеет две главные составляющие. Во-первых, это мышление, привязанное к территории, к пространству. Первая реакция человека, оказавшегося неожиданно в незнакомом месте - оглядеться, понять, где он. Только после этого он начинает действовать. Заблудившегося человека сковывает страх, погасить который, может только найденный путь. Ориентироваться в пространстве - насущная необходимость для человека, заложенная в его природе. Вот уж поистине: "Без географии мы нигде"! И еще пример, если в мире происходит какое-либо событие, и мы не можем определить, где это, то разобраться в причинах и в сути происходящего очень трудно.

Во-вторых - это мышление комплексное, аккордное. Современные люди уже в полной мере понимают, что все в нашем мире взаимосвязано. Ответить на вопросы: "Почему здесь? Почему там? Почему туда? Почему сюда? Почему так?" - можно только связав воедино на одной территории множество фактов, выстроив из них стройную систему связанных элементов. Даже небольшой участок нашей Земли - это сложный комплекс, система, где всё взаимосвязано не только исторически, но и законами природы, общества, экономики... Современные географы отвечают еще на один вопрос: "Что будет, если...?" И это уже прогнозирование. Здесь надо уметь связывать воедино сотни и тысячи фактов. В такой ситуации аккордное мышление даже целой команды ученых не всегда поможет, здесь понадобится помощь сложнейшей электронной техники - суперкомпьютера.

Задача школьного курса географии скромнее, но, на мой взгляд, не менее важна. От того, насколько глубоко ученик будет знать свою страну, зависит будущее нашей России. Россия - наша Родина. Для каждого из нас это слово наполнено своим особым смыслом. А для кого-то, может быть, его нет вовсе. Трудно любить то, о чем у вас слабое представление. А наша страна сейчас как никогда нуждается в нашей любви.

Мы плоть от плоти Её. Мы такие - потому, что мы россияне. Мы сроднились с этой землей десятками поколений наших предков. Наш уклад жизни, наше мировосприятие и даже черты нашего характера сложились здесь, и во многом под влиянием нашей природы.

Однако понимание этого приходит не сразу. Оно приходит с жизненным опытом, с осознанием своей причастности к её делам и с чувством ответственности за страну. Понимание приходит с узнаванием и постижением её пространств - а это не просто! Пространства наши огромны! Наверное, ребятам других стран география своей страны дается легче, тем более что ей там отводится большая роль, чем у нас. Однако мы при этом приобретаем бесценное богатство - необыкновенную широту нашего сознания, которая во многом зависит от широты пространственного восприятия мира. Возможно, широта сознания одна из главных отличительных черт россиян, делающих нашу душу большой и открытой для любви.

Молодому поколению выстраивать дальнейшую судьбу России и определять её место в мире. И здесь широта сознания должна быть планетарной. На вопрос, каков этот мир в его природном многообразии, пестроте социумов, динамике глобальных политических и экономических процессов наиболее комплексно и широко отвечает именно география. Она дает интегрированные знания о суперсистеме "человек- хозяйство - окружающая среда", о материальном единстве реального мира, взаимной связи качественно разнообразных объектов и явлений. Подводит учащихся к объективной необходимости применения общенаучных методов познания (системно-структурного, информационного, логического анализа, мониторинга), что необходимо будущим ученым. В этой связи переоценить значение этого школьного предмета невозможно.

В Академической гимназии географии уделяется серьезное внимание. Преподавание ведется на двух уровнях:

  1. На профильном - в эколого-географических классах (10-11 кл.). Здесь параллельно с учебным материалом общеобразовательной программы преподавателями СПбГУ читаются спецкурсы по основным разделам географической науки. Кроме того в этих классах идет углубленное изучение английского языка.
  2. На общеобразовательном - в классах физико-математического, биологического и химического профиля (8-10 кл.). Занятия проводятся преподавателями высшей категории. На уроках используются мультимедийные средства обучения. К знаниям и подготовке учащихся предъявляются строгие требования. Предусмотрены самостоятельные творческие работы учащихся. В 10-х классах действует рейтинговая система оценки знаний, дающая возможность дифференцированно подходить к итоговой аттестации знаний за курс географии средней школы.

Популярная лекция

Преподаватель географии Академической гимназии
Башкирова Надежда Александровна

Печать