Биология

Руководитель направления

Жук Александр Валентинович, к.б.н.,
доцент кафедры ботаники биологического факультета СПбГУ

 

 

 

 

Состав методического объединения

  • Жук Александр Валентинович, к.б.н., доцент кафедры ботаники биологического факультета СПбГУ
  • Бапинаев Роман Альбертович, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д.К. Фаддеева СПбГУ»
  • Вейхер Елизавета Андреевна, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д.К. Фаддеева СПбГУ»
  • Гришанков Алексей Владимирович, к.б.н., доцент кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета СПбГУ
  • Емельянов Владислав Владимирович, доцент биологического факультета СПбГУ
  • Смирнов Павел Дмитриевич, ассистент кафедры ботаники СПбГУ
  • Цыба Дарья Леонидовна, научный сотрудник отдела ранней разработки лекарств, ГЕРОФАРМ

Академическая гимназия (ранее физико-математическая школа-интернат № 45) была создана в 1963 г., а специализация в области биологии появилась уже в 1964 г. в рамках химико-биологического направления. У его истоков стояли выдающиеся профессора и преподаватели ЛГУ. Большое влияние на процесс обучения биологии оказала работа замечательного и неординарного педагога-биолога Евгения Александровича Нинбурга, с деятельностью которого связано формирование многих традиций обучения биологии в гимназии. В 60-70-е годы Е.А.Нинбург и его коллеги организовали стройную систему практических занятий, а также полевые практики и экспедиции, в ходе которых школьники не только получали знания, но и проводили научные исследования, результаты которых нередко публиковались в научной печати. В исследовательской работе им помогали ученые биолого-почвенного факультета ЛГУ и академических институтов, а впоследствии и выпускники гимназии. Так сложилась еще одна важная черта подготовки биологов — тесное взаимодействие представителей разных поколений. Многие выпускники тех лет связали свою жизнь с биологией, стали ведущими учеными, возглавившими научные направления, лаборатории, кафедры, факультеты и институты.

Долгое время будущие химики и биологи обучались вместе. Однако современная практика показала, что эти специальности требуют различных подходов к содержанию и организации учебного процесса. Поэтому в 2011 году был открыт профильный биологический класс, где и в настоящее время проводится обучение по программе «Биология». Мы гордимся своей историей и стараемся продолжать важнейшие традиции, однако учитываем, что биология — развивающаяся высокотехнологичная наука, а ее изучение сейчас требует новых принципов и подходов.

Основная задача программы: формирование у обучающихся целостного представления о живых системах разного уровня организации на базе широкого обобщения материала о разнообразии организмов и человеке с позиций общебиологических законов и принципов. Это значит, что всего за два года нашим ученикам предстоит освоение основами знаний из всех главных разделов биологии:

  • разнообразие организмов (бактерии и археи, протисты, растения, грибы и животные)
  • биология человека
  • биология клетки (основы цитологии и биохимии, молекулярной биологии)
  • генетика
  • экология
  • теория эволюции
  • селекция и биотехнология

Используются различные формы занятий: лекция, урок-беседа, практическое и лабораторное занятие, семинар, экскурсия.

Одна из наших особенностей — стройная система практических занятий и лабораторных работ, семинаров, которая реализуется на базе биологического факультета СПбГУ в тесном взаимодействии с его кафедрами и лабораториями. Используется материальная база факультета: оборудование, коллекции препаратов и живых объектов, наглядные пособия и кадровый потенциал.

Все занятия ведут сотрудники факультета — преподаватели, исследователи, которые делятся с учениками не только знаниями, но и своими гипотезами, сомнениями, представлениями о мире. Среди них есть и выпускники АГ, связавшие свою жизнь с биологией. Все они являются профессионалами в своей области, любят свою профессию и с удовольствием работают с учащимися. Им помогают наши студенты, среди которых многие окончили нашу гимназию.

Главную же роль в учебном процессе играют учащиеся: их ежедневный упорный труд под руководством преподавателей позволяет успешно освоить содержание образовательной программы. Особая роль отводится самостоятельной работе.

436950

Полевая практика

Понять особенности организмов, популяций, экосистем невозможно без наблюдений в естественной среде. К тому же биолог должен владеть основными навыками работы в поле: как найти те или иные объекты, организовать наблюдение и зафиксировать результаты, собрать и сохранить материал. Работа в поле требует и развития навыков жизнеобеспечения: как обустроить полевой лагерь, в котором будет комфортно жить и работать, защитить себя от жары или холода, дождя или снега, как развести костер и приготовить еду для себя и своих товарищей, переправиться через речку, сориентироваться в незнакомой местности и многих других.

Овладение всем этим происходит в ходе практики (учебная дисциплина «Практическая деятельность в биологии»), которая проводится весной в конце первого года обучения. В мае десятиклассники выезжают на юг Ленинградской области (Лужский район), где в течение двух недель работают в условиях современной полевой лаборатории, участвуют в экскурсиях, проводят наблюдения. И все это происходит без оглядки на разнообразные погодные условия и неизбежные бытовые трудности. Разумеется, не имеющим опыта такой жизни первое время бывает тяжеловато, поэтому практикантам обязательно помогают старшие товарищи — наши одиннадцатиклассники, студенты и, конечно, преподаватели.

bio 3  bio 1

Исследовательская работа

Для всех учащихся гимназии обязательно выполнение так называемого «индивидуального проекта», который должен быть свободен от всякого рода прожектерства и существенно отличается от учебной лабораторной работы, когда ученики выполняют задания согласно прописанному алгоритму. На деле это означает, что за период обучения учащиеся выполняют исследовательскую работу, которая должна содержит элементы научной новизны, анализа данных. Учащийся выбирает тему и мотивирует свой выбор, тщательно изучает литературу, формулирует цели и задачи исследования, находит и реализует пути их достижения, получает, обрабатывает и обсуждает результаты, формулирует выводы. Итогом является подготовка рукописи и публичная защита.

Мы не предлагаем учащимся списков готовых тем, а стараемся побудить их к самостоятельному выбору исходя из своих индивидуальных особенностей и интересов. В результате кто-то из гимназистов включается в работу научных групп и лабораторий, а кто-то выбирает индивидуальную траекторию, но в любом случае работа ведется под руководством преподавателей и ученых биофака, других научных учреждений, клиник. Мы понимаем, что склонностью к исследовательской деятельности обладают не все, но попробовать свои силы в этой сфере полезно всем, тем более, что это важная часть учебного процесса в гимназии.

Наши выпускники чаще всего выбирают специальности, связанные с биологией, медициной, биотехнологией и психологией, сельским хозяйством. Многие из них поступили на биологический, психологический и медицинский факультеты СПбГУ, МГУ, в различные медицинские вузы и уже успешно их окончили.

bio 2  bio 4

Печать