Шаталов Сергей Дмитриевич

Выпуск 1967 года

tarasov vo

В 1967 году окончил школу-интернат № 45 при ЛГУ (ныне Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева). Затем окончил Ленинградский государственный университет по специальности «математика». Кандидат физико-математических наук, доктор экономических наук.

В 19731978 — ассистент, старший преподаватель Псковского филиала Ленинградского политехнического института.
В 1978–1981 — аспирант Ленинградского политехнического института.
В 1981–1990 — доцент Псковского филиала Ленинградского политехнического института.
В 1990–1993 народный депутат России, председатель подкомиссии по налоговой политике, секретарь Комиссии Совета Республики по бюджету, планам, налогам и ценам.
В 1993–1995 — директор налогового департамента АО «Центр по иностранным инвестициям и приватизации».
В 1995–1998 — заместитель министра финансов России.
В 1998–2000 — директор Управления налогообложения фирмы «Прайсутерхаус энд Ко», ЗАО «Прайсутерхаус Куперс Аудит».
В январе 2000 — апреле 2004 — первый заместитель министра финансов России (статс-секретарь).
В апреле 2004 — октябре 2005 — заместитель министра финансов России.
С ноября 2005 — 18 января 2016 статс-секретарь — заместитель министра финансов России.

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (3 октября 2007 года) — за заслуги в области экономики и финансовой деятельности
  • Орден Дружбы (22 апреля 2013 года) — за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу
  • Медаль «Защитнику свободной России» (20 августа 1997 года) — за исполнение гражданского долга при защите демократии и конституционного строя 19-21 августа 1991 года
  • Орден Дружбы народов (8 декабря 2009 года, Белоруссия) — за значительный вклад в союзное строительство, укрепление дружеских отношений, единство народов Беларуси и России
  • Медаль Столыпина П. А.I степени (10 декабря 2015 года, Правительство Российской Федерации) — за заслуги в решении стратегических задач социально-экономического развития страны и многолетний добросовестный труд[
  • Медаль "За вклад в создание Евразийского экономического союза"2 степени (8 мая 2015 года, Высший совет Евразийского экономического союза)
  • Лауреат Всероссийской премии финансистов "Репутация"2014 года в номинации «За большой личный вклад в развитие евразийской экономической интеграции»

Печать

Горяев Александр Николаевич

Выпуск 1969 года

tarasov vo

Родился в 1952 году в г. Лиепая (Латвия) в семье моряка. В юном возрасте увлекался математикой, закончил ФМШ № 45 (ныне Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева) и получил высшее Математическое образование в Ленинградском университете.

Параллельно увлекался живописью — учился в изостудии, посещал рисовальные классы Академии Художеств. Пониманию современного искусства учился у мастеров ленинградского андеграунда.

Впервые выставился в ДК им. Кирова в 1981 году в групповой выставке. вместе с Владленом Гаврильчиком и Валерием Вальраном. Испытал влияние художников разных направлений — от Юрия Дышленко, до Владимира Шагина. Входил в ТЭИИ, участник Творческого Обьединения «Митьки» и сообщества «Васильки». Член IFA (Санкт-Петербургский Творческий союз художников).

Экспериментирует и ищет современное наполнение традиционного понятия "картина"‚ трактуя ее скорее. как процесс, нежели, как изображение. Работы художника хранятся в коллекциях Музея истории Санкт-Петербурга, Архангельского Государственного Музея. Архитектурного бюро WEINOLD (Вена). Большое количество работ автора находится в частных собраниях ленинградских коллекционеров, а также за рубежом. Выставляется вместе с другими участниками группы «Митьки».

Александр Горяев выделяется своеобразной манерой письма, индивидуальность творчества художника всегда отмечают многие искусствоведы. Каждая работа автора отличается эмоциональным воздействием на зрителя, выражает внутреннее состояние художника в момент создания произведения.

Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Печать

Лапицкий Виктор Евгеньевич

Выпуск 1968 года

Окончил ФМШ № 45 (ныне Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева) в 1968 году с золотой медалью. Обладатель диплома 3 степени Всесоюзной олимпиады по математике за 1968 год. Окончил математико-механический факультет ЛГУ в 1973 году. Кандидат физико-математических наук, научный сотрудник СПб ЭМИ РАН.

Виктор Евгеньевич — известный российский переводчик, писатель, философ-эссеист. Печатался в самиздатном «Митином журнале» и другой прессе андерграунда, временами под псевдонимом. Первый опубликованный перевод роман Бориса Виана «Пена дней» (1979 г.). Первым перевел и опубликовал произведения Антонена Арно, Ролана Барта, Жоржа Батая, Пьера Беттанкура, Мориса Бланшо, Жульена Грака, Жака Деррида, Жака Лакана, Пьера Клоссовского, Эммануэля Левинаса, Реймона Русселя, Эжена Савицкая, эмиля Чорана и других представителей поисковой французской литературы и фолософии. Также первым перевел с английского произведегния Кэти Акер, Анжелы Картер, Уолтера Абиша.

Автор книги новелл «Борхес умер» (2000) и романа «Пришед на пустошь», написанного в 1983-1986 гг., но опубликованного в 2017.

Лауреат Премии Андрея Белого в номинации «За заслуги перед литературой» (2000)

Лауреат Премии Мориса Ваксмахера (2010) — ежегодная премия за лучший перевод французской литературы на русский язык, присуждаемая Посольством Франции в Российской Федерации начиная с 1996 года. Премия носит имя выдающегося российского переводчика Мориса Ваксмахера.

Печать

География и геоэкология

Руководитель направления

militia

Милицина Светлана Викторовна,
кандидат педагогических наук,
преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»

 

 

 

Состав методического объединения

  • Милицина Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»
  • Барабанова Светлана Николаевна, ассистент Института наук о Земле СПбГУ
  • Голиков Андрей Борисович, старший преподаватель Института наук о Земле СПбГУ
  • Каледин Николай Владимирович, к.геогр.н., старший преподаватель Института наук о Земле СПбГУ
  • Петров Сергей Викторович, к.геолог.н., доцент Института наук о Земле СПбГУ
  • Трофимов Данил Романович, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»
  • Шимшек Сергей Фаикович, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»

Открытие в Академической гимназии СПбГУ классов с географическим профилем подготовки произошло в 1998 году. Это единственный в стране класс, где осуществляется подготовка обучающихся по направлениям география, геология и геоэкология на основе углубленного изучения географии и спецкурсов географической и геологической направленности.

Обеспечение проведения всех курсов специализации осуществляется профессорско-преподавательским составом Института наук о Земле СПбГУ. В число преподавателей основных профильных дисциплин входят ведущие сотрудники СПбГУ, имеющие значительный опыт работы не только со студентами, но и со школьниками.

Образовательная программа классов географической специализации включает следующие спецкурсы по географии и геологии:

  • 8-9 классы
    • историческая география
    • топография с основами геодезии
    • основы картографии
    • основы геодезии
    • минералогия и кристаллография
    • основы геологии
    • памятники культурного и природного наследия
    • народы России
  • 10-11 классы
    • общее землеведение
    • экономическая геология
    • основы аэрокосмических методов
    • региональная физическая география
    • основы геоэкологии
    • народоведение

geo

Большая роль в процессе обучения в профильных географических классах отводится научно-полевой практике, которая является важным звеном в системе географического образования и способствует выработке определенных профессиональных навыков, необходимых учащимся. Полевая практика проходит на учебно-научных базах СПбГУ.

Особое внимание уделяется и научно-исследовательской работе обучающихся. Материалы, собранные во время полевых практик, становятся предметами исследований, проводимых ребятами на базе лабораторий и ресурсных центров Института наук о Земле.

Эта система обучения позволяет учащимся географической специализации успешно участвовать в олимпиадах школьников по географии, геологии и экологии разного уровня. Каждый год наши географы становятся победителями и призёрами олимпиад по географии СПбГУ, МГУ, регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников. В 2021 году ученица гео-класса Агапова Елена завоевала серебряную медаль на 17 Международной географической олимпиаде, а в 2022 году — золотую медаль на 7-ой Европейской географической олимпиаде. В этой же олимпиаде бронзовую медаль завоевал ещё один учащийся гео-класса — Денисов Федор.

За время существования классов географического профиля выпускниками гимназии стали более 300 ребят, выбравших науки о Земле в качестве области своих научно-исследовательских интересов. Значительное число выпускников являются студентами СПбГУ, продолжают обучение в магистратуре, аспирантуре или уже защитили диссертации, являясь преподавателями Института наук о Земле СПбГУ.

Данная образовательная программа позволяет сформировать у обучающихся географическое мировоззрение, необходимое во время исследования природной среды, добиться понимания сущности наблюдаемых в ней процессов, объектов и явлений, получить теоретические и эмпирические знания. А также она является основой для успешной подготовки и сдачи ЕГЭ по географии, обществознанию и математике профильного уровня. Приобретаемые знания и навыки необходимы для участия в интеллектуальных соревнованиях школьников, олимпиадах, конференциях, успешного поступления и дальнейшего обучения в лучших вузах географической направленности.

4  5

Печать

Математика и физика

Руководитель направления

Головачев Григорий Михайлович, к.ф.-м.н, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»

Направление создано при организации ФМШ-45. Идейным вдохновителем создания физико-математической школы-интерната ЛГУ был член-корреспондент Академии Наук СССР, д.ф.м, профессор СПбГУ, заведующий rафедрой алгебры Дмитрий Константинович Фаддеев. Директором и руководителем физико-математического направления, автором программ обучения математике был Марк Иванович Башмаков, в то время секретарь комсомольской организации студентов и аспирантов ЛГУ, аспирант Д. К. Фаддеева.

Состав методического объединения

  • Головачев Григорий Михайлович, к.ф.-м.н, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»
  • Гущин Дмитрий Дмитриевич, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»
  • Гладышев Юрий Геннадьевич, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»
  • Березина Алена Александровна, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»
  • Воеводский Константин Эммануилович, кандидат технических наук, СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»
  • Екимов Александр Валерьевич, кандидат физико-математических наук, доцент rафедры моделирования экономических систем
  • Заугольникова Екатерина Ивановна, директор Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ
  • Зефиров Артем Викторович, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»
  • Карасева Ульяна Павловна, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»
  • Куяшева Арина Азамотовна, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»
  • Максимова Мария Борисовна, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»
  • Празникова Елена Владимировна, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»
  • Родионова Анастасия Александровна, старший преподаватель rафедры дифференциальных уравнений
  • Цибульский Дмитрий Алексеевич, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»
  • Цишевич Павел Дмитриевич, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»
  • Цылева Ирина Александровна, старший преподаватель кафедры высшей математики СПбГУ
  • Всемирнов Максим Александрович, д. ф.-м. н., член-корреспондент РАН, ученый секретарь Санкт-Петербургского отделения Математического института им. В.А. Стеклова Российской академии наук (ПОМИ)
  • Гладкая Анна Владимировна, к.ф.-м.н, доцент кафедры математического анализа
  • Капустин Владимир Владимирович, к.ф.-м.н, старший научный сотрудник лаборатории математического анализа Санкт-Петербургского отделения Математического института им. В. А. Стеклова Российской академии наук (ПОМИ)
  • Панина Гаянэ Юрьевна, д. ф.-м. н., ведущий научный сотрудник лаборатории геометрии и топологии Санкт-Петербургского отделения Математического института им. В. А. Стеклова РАН (ПОМИ РАН)

Ученики программы «Математика и физика» получают профильную подготовку по основным разделам математики (алгебра, математический анализ, теория вероятностей и статистика, геометрия, комбинаторика и теория графов и др.) и физики. Кроме уроков, углубленное изучение математики происходит на спецкурсах и факультативах, в физической лаборатории физфака СПбГУ. После 8 и после 10 классов ученики проходят летнюю практику, которая в разные годы проводилась преподавателями матмеха СПбГУ, Факультета математики и компьютерных наук СПбГУ, Петербургского отделения математического института РАН, физфака СПбГУ.

Основные усилия в образовании направлены на формирование занкомство с математическим стилем мышления, на участие в олимпиадах, на выполнение исследовательских работ в области математики и физики. Ученики показывают результаты во всероссийской олимпиаде школьников (призовые места на региональном этапе), в олимпиадах РСОШ (победители и призеры Олимпиады СПбГУ, Московской городской олимпиады по математике, олимпиад Покори Воробьевы горы, Росатом, Высшая проба, Физтех и др). Участники научных конференций получают дипломы победителей и призеров по математике и по физике: Сахаровские чтения, Харитоновские чтения, Колмогоровские чтения. Выпускники поступают в вузы, предъявляющие повышенные требования к подготовке в области математики и физики: СПбГУ (матмех, ФМКН, ПМ-ПУ, физфак), НИУ «ИТМО», СПбПГУ им. Петра Великого, МГУ им. М. В. Ломоносова, МФТИ, МИФИ и др.

Основные дисциплины: алгебра и начала математического анализа, геометрия, вероятность и статистика, конкурсные и олимпиадные задачи по математике, алгебра: углубленный курс, задачи повышенной сложности по математике, идеи геометрии, планиметрия. Выполнение индивидуального проекта по математике и по физике, практика в летний период по математике, по информатике, по физике.

Печать

Биология

Руководитель направления

Жук Александр Валентинович, к.б.н.,
доцент кафедры ботаники биологического факультета СПбГУ

 

 

 

 

Состав методического объединения

  • Жук Александр Валентинович, к.б.н., доцент кафедры ботаники биологического факультета СПбГУ
  • Бапинаев Роман Альбертович, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д.К. Фаддеева СПбГУ»
  • Вейхер Елизавета Андреевна, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д.К. Фаддеева СПбГУ»
  • Гришанков Алексей Владимирович, к.б.н., доцент кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета СПбГУ
  • Емельянов Владислав Владимирович, доцент биологического факультета СПбГУ
  • Смирнов Павел Дмитриевич, ассистент кафедры ботаники СПбГУ
  • Цыба Дарья Леонидовна, научный сотрудник отдела ранней разработки лекарств, ГЕРОФАРМ

Академическая гимназия (ранее физико-математическая школа-интернат № 45) была создана в 1963 г., а специализация в области биологии появилась уже в 1964 г. в рамках химико-биологического направления. У его истоков стояли выдающиеся профессора и преподаватели ЛГУ. Большое влияние на процесс обучения биологии оказала работа замечательного и неординарного педагога-биолога Евгения Александровича Нинбурга, с деятельностью которого связано формирование многих традиций обучения биологии в гимназии. В 60-70-е годы Е.А.Нинбург и его коллеги организовали стройную систему практических занятий, а также полевые практики и экспедиции, в ходе которых школьники не только получали знания, но и проводили научные исследования, результаты которых нередко публиковались в научной печати. В исследовательской работе им помогали ученые биолого-почвенного факультета ЛГУ и академических институтов, а впоследствии и выпускники гимназии. Так сложилась еще одна важная черта подготовки биологов — тесное взаимодействие представителей разных поколений. Многие выпускники тех лет связали свою жизнь с биологией, стали ведущими учеными, возглавившими научные направления, лаборатории, кафедры, факультеты и институты.

Долгое время будущие химики и биологи обучались вместе. Однако современная практика показала, что эти специальности требуют различных подходов к содержанию и организации учебного процесса. Поэтому в 2011 году был открыт профильный биологический класс, где и в настоящее время проводится обучение по программе «Биология». Мы гордимся своей историей и стараемся продолжать важнейшие традиции, однако учитываем, что биология — развивающаяся высокотехнологичная наука, а ее изучение сейчас требует новых принципов и подходов.

Основная задача программы: формирование у обучающихся целостного представления о живых системах разного уровня организации на базе широкого обобщения материала о разнообразии организмов и человеке с позиций общебиологических законов и принципов. Это значит, что всего за два года нашим ученикам предстоит освоение основами знаний из всех главных разделов биологии:

  • разнообразие организмов (бактерии и археи, протисты, растения, грибы и животные)
  • биология человека
  • биология клетки (основы цитологии и биохимии, молекулярной биологии)
  • генетика
  • экология
  • теория эволюции
  • селекция и биотехнология

Используются различные формы занятий: лекция, урок-беседа, практическое и лабораторное занятие, семинар, экскурсия.

Одна из наших особенностей — стройная система практических занятий и лабораторных работ, семинаров, которая реализуется на базе биологического факультета СПбГУ в тесном взаимодействии с его кафедрами и лабораториями. Используется материальная база факультета: оборудование, коллекции препаратов и живых объектов, наглядные пособия и кадровый потенциал.

Все занятия ведут сотрудники факультета — преподаватели, исследователи, которые делятся с учениками не только знаниями, но и своими гипотезами, сомнениями, представлениями о мире. Среди них есть и выпускники АГ, связавшие свою жизнь с биологией. Все они являются профессионалами в своей области, любят свою профессию и с удовольствием работают с учащимися. Им помогают наши студенты, среди которых многие окончили нашу гимназию.

Главную же роль в учебном процессе играют учащиеся: их ежедневный упорный труд под руководством преподавателей позволяет успешно освоить содержание образовательной программы. Особая роль отводится самостоятельной работе.

436950

Полевая практика

Понять особенности организмов, популяций, экосистем невозможно без наблюдений в естественной среде. К тому же биолог должен владеть основными навыками работы в поле: как найти те или иные объекты, организовать наблюдение и зафиксировать результаты, собрать и сохранить материал. Работа в поле требует и развития навыков жизнеобеспечения: как обустроить полевой лагерь, в котором будет комфортно жить и работать, защитить себя от жары или холода, дождя или снега, как развести костер и приготовить еду для себя и своих товарищей, переправиться через речку, сориентироваться в незнакомой местности и многих других.

Овладение всем этим происходит в ходе практики (учебная дисциплина «Практическая деятельность в биологии»), которая проводится весной в конце первого года обучения. В мае десятиклассники выезжают на юг Ленинградской области (Лужский район), где в течение двух недель работают в условиях современной полевой лаборатории, участвуют в экскурсиях, проводят наблюдения. И все это происходит без оглядки на разнообразные погодные условия и неизбежные бытовые трудности. Разумеется, не имеющим опыта такой жизни первое время бывает тяжеловато, поэтому практикантам обязательно помогают старшие товарищи — наши одиннадцатиклассники, студенты и, конечно, преподаватели.

bio 3  bio 1

Исследовательская работа

Для всех учащихся гимназии обязательно выполнение так называемого «индивидуального проекта», который должен быть свободен от всякого рода прожектерства и существенно отличается от учебной лабораторной работы, когда ученики выполняют задания согласно прописанному алгоритму. На деле это означает, что за период обучения учащиеся выполняют исследовательскую работу, которая должна содержит элементы научной новизны, анализа данных. Учащийся выбирает тему и мотивирует свой выбор, тщательно изучает литературу, формулирует цели и задачи исследования, находит и реализует пути их достижения, получает, обрабатывает и обсуждает результаты, формулирует выводы. Итогом является подготовка рукописи и публичная защита.

Мы не предлагаем учащимся списков готовых тем, а стараемся побудить их к самостоятельному выбору исходя из своих индивидуальных особенностей и интересов. В результате кто-то из гимназистов включается в работу научных групп и лабораторий, а кто-то выбирает индивидуальную траекторию, но в любом случае работа ведется под руководством преподавателей и ученых биофака, других научных учреждений, клиник. Мы понимаем, что склонностью к исследовательской деятельности обладают не все, но попробовать свои силы в этой сфере полезно всем, тем более, что это важная часть учебного процесса в гимназии.

Наши выпускники чаще всего выбирают специальности, связанные с биологией, медициной, биотехнологией и психологией, сельским хозяйством. Многие из них поступили на биологический, психологический и медицинский факультеты СПбГУ, МГУ, в различные медицинские вузы и уже успешно их окончили.

bio 2  bio 4

Печать

Информатика

Руководитель направления

Tainitsky

Тайницкий Владислав Александрович,
ассистент кафедры математической теории игр и статистических решений СПбГУ

 

 

 

 

Состав методического объединения 

  • Тайницкий Владислав Александрович, асистент, кафедра математической теории игр и статистических решений, ПМПУ
  • Александрова Ирина Викторовна, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»
  • Балагурин Павел Сергеевич, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»
  • Божченко Анна Евгеньевна, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»
  • Гамкрелидзе Тимур Андреевич, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»
  • Самышкина Наталья Дмитриевна, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»
  • Шипило Александр Владимирович, старший преподаватель кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков
  • Корхов Владимир Владиславович, к ф.-м.н., доцент кафедры компьютерного моделирования и многопроцессорных систем СПбГУ

Одно из самых молодых направлений «Прикладные математические и информационные технологии» в Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ было учреждено в 2015 году. Инициатором его создания выступил Екимов Александр Валерьевич — доцент кафедры моделирования экономических систем СПБГУ.

Предпосылки к формированию направления обусловлены стремительным развитием цифровых технологий и их возрастающей ролью в глобальных научных, экономических и социальных процессах. Ключевые прорывы в таких областях, как искусственный интеллект, большие данные, кибербезопасность и машинное обучение, подтвердили необходимость подготовки специалистов, способных сочетать глубокие математические знания с практическими навыками в IT-сфере. Это стало основой для разработки программы, ориентированной на синтез теории и прикладных исследований.

Особую роль в становлении направления сыграло сотрудничество с ведущими преподавателями Факультета прикладной математики — процессов управления (ПМ-ПУ) и Механико-математического факультета (МатМех) СПбГУ. Их участие позволило создать уникальную образовательную среду, где учащиеся не только осваивают фундаментальные дисциплины, но и вовлекаются в научно-исследовательскую деятельность, подготовку к олимпиадам и участие в профильных конференциях. Целью коллаборации стало формирование у школьников критического мышления, навыков решения нестандартных задач и готовности к работе в условиях быстро меняющихся технологических реалий.

Результаты направления подтверждают его эффективность, несмотря на молодой возраст. Учащиеся регулярно занимают призовые места на всероссийских и международных олимпиадах, включая «Высшую пробу», «Ломоносов», «ТехноКубок» и турниры СПбГУ. Это стало возможным благодаря системной подготовке в рамках спецкурсов, индивидуальных проектов и мастер-классов от экспертов IT-индустрии.

Структура программы предусматривает:

  • углублённое изучение математики, алгоритмики и программирования
  • участие в научных исследованиях под руководством преподавателей СПбГУ
  • регулярную подготовку к олимпиадам через решение задач повышенной сложности
  • практикумы на базе факультета ПМ-ПУ с фокусом на актуальные IT-направления

Сегодня направление служит платформой для формирования нового поколения IT-специалистов, чьи достижения укрепляют научный и технологический потенциал России. Его успехи демонстрируют, что даже за короткий срок можно создать образовательную модель, которая сочетает академические традиции с требованиями цифровой эпохи.

Основные дисциплины

  1. Информатика
  2. Машинное обучение
  3. Олимпиадное программирование
  4. Программирование VR и Теория Игр

Основная цель образовательного направления «Информатика» — подготовка высококвалифицированных специалистов, способных эффективно применять теоретические знания в решении практических задач. Выпускники программы становятся востребованными профессионалами, готовыми к инновационной деятельности в сфере информационных технологий, научных исследований и разработки современных IT-решений.

Учащиеся профильных классов достигают значительных успехов на олимпиадах всероссийского и международного уровня. Для углублённой подготовки в рамках учебного плана предусмотрен спецкурс «Олимпиадное программирование», где школьники анализируют сложные задачи прошлых лет, осваивают продвинутые алгоритмы и тренируют навыки стратегического мышления. Наши ученики регулярно становятся призёрами и победителями престижных интеллектуальных соревнований, включая:

  • Всероссийскую олимпиаду школьников «Высшая проба»
  • Открытую олимпиаду Университета ИТМО
  • олимпиаду школьников «Ломоносов»
  • олимпиады СПбГУ для школьников
  • олимпиаду «ТехноКубок» по программированию
  • Московскую олимпиаду школьников
  • Всесибирскую открытую олимпиаду

Летняя учебная практика представляет собой важный этап образовательного процесса. Ежегодно в марте учащиеся 10-х классов формируют перечень тем, вызывающих у них наибольший интерес. На основе этих предпочтений составляется программа практики, для реализации которой привлекаются приглашённые специалисты. Практика проводится в течение двух недель июня на базе факультета ПМ-ПУ и охватывает широкий спектр дисциплин:

  • компьютерное зрение
  • веб-разработка (HTML, CSS)
  • математическое моделирование
  • динамическое программирование
  • технологии Big Data
  • биометрические системы
  • защита персональных данных
  • высокопроизводительные вычисления

Итогом практики является научно-исследовательский проект, который учащиеся защищают перед комиссией. Данные работы служат основой для выпускных квалификационных проектов, представляемых в 11-м классе.

Выпускники направления продолжают обучение в ведущих вузах России, таких как СПбГУ, МГУ, МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, СПбПУ, ИТМО. Многие из них вносят вклад в развитие науки, работают в крупных технологических компаниях или реализуют собственные инновационные проекты в области IT. Образовательная программа обеспечивает прочную базу для профессионального роста и успешной карьеры в условиях цифровой экономики.

Печать

Биология и химия, 9 класс

Руководитель направления

Вейхер Елизавета Андреевна, преподаватель СУНЦ СПбГУ

Самый первый химико-биологический класс в Академической гимназии был организован в 1965 году. На протяжении сорока пяти лет это были традиционные химико-биологические классы, в которых обучались с 9 по 11 класс.

Современная практика обучения будущих химиков и биологов показала, что эти специальности требуют различных подходов к содержанию образования. Поэтому с 2011 в Академической гимназии осуществляется отдельный набор в профильный химический и профильный биологический классы (10-11). Однако многие ребята проявляют интерес к углубленному изучению химии и биологии до официальной возможности профилизации обучения. Чтобы удовлетворить этот запрос, в 2013 году начал свою работу 9-й естественно-научный класс.

9 химико-биологический (9 естественно-научный) класс позволяет дать возможность заинтересованным ребятам начать осваивать дисциплины естественно-научного цикла на углубленном уровне до 10 класса и получить дополнительную информацию и опыт для ответственного выбора дальнейшего профиля обучения.

Практические и лабораторные занятия, семинары проводятся на базе учебных лабораторий, кафедр и ресурсных центров СПбГУ. Это дает нашим ребятам возможность работать на современном оборудовании, использовать учебные и научные коллекции СПбГУ и, наконец, общаться с преподавателями и студентами СПбГУ, что немаловажно для дальнейшей профилизации. Одногодичная программа, оканчивающаяся Государственной Итоговой Аттестацией, не подразумевает летней практики. В 9 классе предусмотрены только однодневные экскурсии для знакомства с природными экосистемами и ландшафтами и наблюдения за живыми объектами в природе. Непосредственно олимпиадная подготовка не является главной задачей нашей программы, но среди наших учащихся всегда были и есть победители и призеры интеллектуальных соревнований высокого уровня, в частности:

  • заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии
  • регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, биологии, географии, экологии
  • Олимпиад школьников по биологии, химии, медицине и географии СПбГУ
  • Всесибирской олимпиады школьников
  • конкурса «Биопрактикум»
  • Турнира юных биологов
  • конференции «Ученые будущего»
  • международного фестиваля «Технострелка»

Выпускники 9Е успешно поступают в 10-е классы различных профильных школ страны, в первую очередь СУНЦ, по специализациям:

  • Биология
  • Химия
  • География
  • Информатика и информационные технологии
  • Математика и физика
  • Экономика и социология

Программа ожидаемо предусматривает углубленное изучение предметов естественно-научного цикла: 6 часов химии (4 часа непосредственно химия и 2 часа спецкурс) и 5 часов биологии (3 часа биология и 2 часа спецкурс). По биологии также предусмотрен факультатив для желающих.

90865

Печать

Физика (Конвергенция и наукоемкие технологии)

Руководитель направления

karsova

Денисов Евгений Александрович,
кандидат физико-математических наук,
доцент кафедры электроники твердого тела СПбГУ

 

 

 

Состав методического объединения 

  • Денисов Евгений Александрович, к. ф.-м.-н, доцент кафедры электроники твердого СПбГУ
  • Баталов Семён Алексеевич, старший преподаватель физического факультета
  • Блашков Илья Владимирович, к. ф.-м.-н, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»
  • Божевольнов Владислав Борисович, к. ф.-м.-н, старший преподаватель физического факультета СПбГУ
  • Власенко Сергей Сергеевич, к. ф.-м.-н, доцент кафедры физики атмосферы
  • Комарова Ирина Сергеевна , преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»
  • Конашук Алексей Сергеевич, к. ф.-м.-н., доцент кафедры электроники твердого тела
  • Крапивин Дмитрий Андреевич, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»
  • Крюков Николай Александрович, к. ф.-м.-н, доцент, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»
  • Леонов Владислав Андреевич, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»
  • Лисаченко Дмитрий Андреевич, к.ф.-м.н., преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»
  • Пивоваров Сергей Сергеевич, к.ф.-м.н., преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»
  • Подсевальникова Анна Николаевна, к.ф.-м.н., доцент кафедры общей физики-2 СПбГУ
  • Фока Стефани Чарльзовна, преподаватель СУНЦ «Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ»

Физико-математическое направление в Академической гимназии СПбГУ имеет долгую и богатую историю. Оно берет свое начало ещё со времён Физико-математической школы-интерната № 45 при Ленинградском государственном университете, основанной в 1963 году. Это учебное заведение создавалось для подготовки одарённых школьников к поступлению в ведущие вузы страны, и одним из главных направлений обучения была именно физика.

В 1991 году школа-интернат была реорганизована в Академическую гимназию СПбГУ, сохранив традиции углублённого изучения естественно-научных дисциплин. С годами программа физического направления модернизировалась, адаптируясь к современным вызовам науки и техники.

В 2016 году в Гимназии по инициативе президента НИЦ «Курчатовский институт» Михаила Валентиновича Ковальчука была запущена новая образовательная программа «Конвергенция и наукоёмкие технологии», ориентированная, помимо углубленного изучения физики, также на развитие у учащихся понимания важности междисциплинарных связей. Это направление стало ответом на потребность в подготовке специалистов, способных работать на стыке физики, биологии, химии, математики и информационных технологий.

6089 690

В становлении программы активное участие принимали преподаватели физического и химического факультетов СПбГУ, сотрудники Петербургского института ядерной физики в г. Гатчине и других ведущих научных центров. Их цель заключалась в создании уникальной образовательной среды, где учащиеся могли бы не только изучать теоретические основы наук, но и заниматься реальными исследованиями, посещать учебные и научные лаборатории, участвовать в олимпиадах и конференциях.

За годы своего существования направление поменяло название (с 2024 года — «Физика (Конвергенция и наукоёмкие технологии)»), сохранив главные традиции, и стало одним из самых престижных и востребованных в Гимназии.

Направление «Физика (Конвергенция и наукоёмкие технологии)» — это не просто учебная программа, а целая система подготовки будущих учёных и инженеров. Она объединяет в себе глубокие теоретические знания, практическую подготовку и междисциплинарный подход, позволяя школьникам не только осваивать физику, но и применять её в самых передовых областях науки и техники.

Важным элементом программы является практическая подготовка:

  • Учащиеся посещают учебные лаборатории СПбГУ, где проходят лабораторный практикум на современным оборудованием
  • Осваивают специальные курсы и готовят первые научные проекты в научных лабораториях СПбГУ, НИЦ «Курчатовский институт» — ПИЯФ и др. под руководством университетских преподавателей и ведущих ученых
  • Обязательным элементом образования является летняя практика, которая проходит в стенах СПбГУ по различным научным направлениям
  • Регулярно участвуют в конференциях, научных школах и конкурсах, олимпиадах, где получают призовые места и становятся призерами:
    • Университетская гимназия (Санкт-Петербург)
    • Сахаровские чтения (Санкт-Петербург)
    • Харитоновские чтения (Саров)
    • Молодёжный конкурс-конференция по оптике и лазерной физике (Самара)
    • Турнир юных физиков
    • ВСОШ по физике и других перечневых олимпиадах

За последние годы выпускники этого направления поступают в лучшие университеты страны, включая СПбГУ, МГУ, МФТИ, СПбГУАП, ВШЭ, СПбПУ, БГТУ ""Военмех"«,МВТУ им.Баумана и другие ведущие технические вузы. Многие из них продолжают научную карьеру и работают в высокотехнологичных отраслях.

Основные дисциплины

8-9 классы:

  • Физика (основной курс)
  • Физика (углублённый курс)
  • Физическая лаборатория
  • Междисциплинарная лаборатория
  • Решение олимпиадных задач по физике
  • Выполнение индивидуального проекта

10-11 классы:

  • Физика (основной курс)
  • Химия (углублённый курс)
  • Физическая лаборатория (физический ф-т СПбГУ)
  • Решение олимпиадных задач по физике
  • Задачи повышенной сложности по физике
  • Практическая деятельность по физике (НИИФ, физический факультет)
  • Современная физика «Я — учёный» (ПИЯФ)
  • Выполнение индивидуального проекта
  • Введение в конвергенцию: место физики в науке и культуре

905

Печать

Химическое отделение Академической гимназии СПбГУ

Руководитель направления

karsovaКарцова Анна Алексеевна, доктор химических наук,
профессор кафедры органической химии,
почетный профессор СПбГУ, заслуженный учитель Российской Федерации,
лауреат Всероссийского конкурса «Золотое имя Высшей школы»

 

 

 

Состав методического объединения по химии

  • Скрипкин Михаил Юрьевич, к.х.н., доцент Института химии СПбГУ
  • Мерещенко Андрей Сергеевич, д.х.н., доцент Института химии СПбГУ
  • Бессонова Елена Андреевна, к.х.н., доцент Института химии СПбГУ
  • Фетин Петр Александрович, к.х.н., доцент Института химии СПбГУ
  • Сорокоумов Виктор Николаевич, к.х.н., доцент Института химии СПбГУ
  • Ганжа Олеся Владимировна, , к.х.н., учитель химии АГ СПбГУ
  • Комарова Ирина Сергеевна, учитель химии АГ СПбГУ
  • Голышев Антон Александрович, учитель химии АГ СПбГУ
  • Крапивин Максим Александрович, учитель химии АГ СПбГУ

Химическое отделение Академической гимназии СПбГУ (специализированной физ.мат.школы-интерната № 45) возникло в 1963 г., когда в Советском Союзе были созданы при государственных университетах 4 физико-математические школы-интерната для учащихся старших классов, проявивших способности к естественным наукам: математике и физике, химии и биологии. Химическое отделение, открытое тогда только в Ленинградской школе-интернате (в остальных специализированных школах при университетах это произошло позднее), стало прообразом в нашей стране будущих профильных химических классов, первой моделью, подтвержденной успешным экспериментом.

У истоков химического отделения школы стояли такие ассы-преподаватели как Андрей Владимирович Суворов, Алексей Самсонович Днепровский, Анатолий Алексеевич Потехин, несколько позднее — Алексей Иванович Ефимов и Надежда Сергеевна Воронович. С 1975 года куратором химического отделения университетской школы и преподавателем химии становится Анна алексеевна Карцова. Позднее корпус преподавателей-химиков пополнился следующими сотрудниками химического факультета: Герман Алина Михайловна, Елисеева Елена Евгеньевна, Скрипкин Михаил Юрьевич. Кроме того, в школу стали возвращаться ее выпускники: Бессонова Елена Андреевна, Мерещенко Андрей Сергеевич, Голышев Антон Александрович. Незаменимым подспорьем в организации продуктивной деятельности профильной школы является творческое содружество школа — ВУЗ. Такой давний и очень оправдавший себя союз существует уже много лет между Академической гимназией и химическим факультетом СПбГУ.

Химический факультет самым активным образом влияет на жизнь класса химической специализации и непосредственно принимает в ней участие. Это и организация недель науки и химических эрудиционов, творческих семинаров (например, «Беру патент») и интеллектуальных конкурсов, лекций по основным достижениям современной химии, урока в Музее Д.И.Менделеева ,проведение факультативов и лабораторных занятий, руководство научно-исследовательскими работами. Включение в исследовательскую работу позволяет напрямую познакомиться с профессией химика-исследователя и реализовать то, что не всегда возможно осуществить на обычном уроке: формирование значимых мотивов обучения. Для многих выпускников химического класса АГ СПбГУ такой подход оказался решающим в выборе будущей профессии: первая научная дискуссия, обсуждение собственных экспериментальных данных на равных с научным руководителем, возможность выступить со своим сообщением в аудитории единомышленников и быть услышанным.

 

«Ученик, не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь!»

Плутарх

 

Учащиеся классов химической специализации активно и успешно выступают на олимпиадах разного уровня. За последние 5 лет на олимпиадах первого уровня (Санкт-Петербургская олимпиада школьников по химии, Всесибирская олимпиада школьников по химии, Московская олимпиада школьников по химии, олимпиада по химии СПбГУ) ими завоевано 10 дипломов победителей и более 100 дипломов призеров. Однако основным критерием успешности все равно остаются результаты Всероссийской олимпиады школьников. На региональном этапе ВСОШ в Санкт-Петербурге за последние 7 лет учащимися химических классов Академической гимназии получено 12 дипломов победителей, около 80 человек стало призерами. Практически ежегодно представители АГ СПбГУ оказываются в составе команды Санкт-Петербурга на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии и успешно там выступают — за последние 7 лет в составе сборной города выступило 20 учеников АГ. В 2018 году сразу пять учеников 10д класса (Барашкова Ксения, Бречалов Александр, Мамедов Алтай, Хисамов Марат, Якубенко Артем) добилось такого права, призером ЗЭ ВСОШ стал Марат Хисамов. На следующий год статус призера получил его одноклассник Александр Бречалов.

Высочайший уровень знаний выпускников 2019 года был подтвержден и результатами ЕГЭ по химии — сразу 7 выпускников получили 100 баллов. Нельзя не отметить и пандемийный 2020 год, когда три ученика 11д класса (Журавлев Артем, Захаров Тимофей, Носов Виктор) получили статус призеров Всероссийской олимпиады школьников по химии. Виктор Носов, дебютировавший в том году на этом уровне, весьма успешно выступил и на отборе в национальную команду школьников Российской Федерации. Став первым по результатам отбора, Виктор далее стал золотым медалистом Международной Менделеевской олимпиады и серебряным — Международной олимпиады школьников по химии IChO2020. В последующие годы призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии становились и другие учащиеся химических классов АГ СПбГУ. Это Стефания Колесник и Анна Бетина, получавшие дипломы призера по одному разу, и двукратные призеры ЗЭ ВСОШ по химии Михаил Орлов и Дамир Аверин. Дамир успел отметиться и в другом качестве — он стал автором одной из задач комплекта ЗЭ ВСОШ 2024 года. Всего на счету учащихся Академической гимназии за последние 7 лет 12 дипломов призеров заключительного этапа ВСОШ.

Не менее продуктивны и результаты выступлений химиков АГ на научно-практических конференциях исследовательских работ школьников по химии («Университетская гимназия», Всероссийская научно-практическая конференция школьников по химии, Интел-Авангард, Харитоновские чтения и др.), поскольку многие из них уже в 10-ом классе приступают к выполнению исследовательских работ в лабораториях университета. За последние 5 лет учащиеся были удостоены дипломами первой степени — 23 чел; дипломами второй степени — 15, дипломами 3-ей степени — 11 чел. Помимо опубликованных тезисов различных конференций, ряд учащихся уже в школьные годы становятся соавторами статей в высокорейтинговых журналах.

Успешно выступают учащиеся АГ СПбГУ и на другом интеллектуальном состязании — Всероссийском химическом турнире школьников: за последние 4 года команда Академической гимназии дважды становилась призером заключительного этапа, двое участников (Ребогов Михаил и Силин Егор) — победители турнира в личном зачете, еще ряд участников — победителями в отдельных номинациях и призерами в личном зачете.

Многие из учащихся химических классов побеждают в конкурсном отборе, проводимым Образовательным Центром «Сириус» Общее число участников из АГ в 2018-2025 году — 40 чел,

По окончании 10 класса учащиеся проходят летнюю практику в Институте химии СПбГУ, где знакомятся с основными научными направлениями химического факультета, с физико-химическими методами анализа с применением высокочувствительного современного оборудования.

У химиков Академической гимназии есть особый и очень любимый ими день — традиционный Вечер химиков (вторая суббота октября). Его ждут выпускники-химики Академической гимназии в разных уголках земного шара. Его ждут и готовят учащиеся 10 и 11 -химических классов. Вечер при свечах, стихи и песни под гитару, воспоминания.

И еще одно знаковое событие химического факультета, которое невозможно без гимназистов-химиков: Праздник химического эксперимента «Путешествие в увлекательный мир химии» для детей от 4-х до 14-ти. Это стало доброй традицией: в конце марта, в школьные каникулы встречать на химическом факультете СПбГУ школьников и дошкольников.

Выпускники химического класса поступают (поступление 100%), в основном, в следующие вузы: Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный университет, Медицинские вузы, Санкт-Петербургский технологический институт (технический университет), Горный институт.

Образовательная программа класса химической специализации включает следующие углубленные курсы по химии: органическая химия, основы общей химии, неорганическая химия, лабораторные практикумы по органическому синтезу, по общей, неорганической и аналитической химии; специальная дисциплина — «Индивидуальный проект», факультативные курсы по механизмам органических реакций, решению задач повышенной сложности, решение олимпиадных задач, подготовка к ЕГЭ.

Печать

Онлайн-школа СПбГУ

В 2023 году Санкт-Петербургский государственный университет приступил к реализации амбициозного образовательного проекта — полноценной онлайн школы для детей, проживающих за рубежом.

В 2023 году университет открыл полную линейку классов основной школы (с 5 по 9 классы) и 10 класс. В каждой параллели был открыт один класс численностью 20 человек. Поступающие прошли комплексные вступительные испытания по русскому языку и математике, которые позволили определить их общий уровень и готовность учиться в выбранном классе. Некоторым поступающим было рекомендовано поступить на класс ниже из-за существенной разницы в программах. 11 класс не набирался, так как было очевидно, что одной из главных задач онлайн школы будет восполнение пробелов в знаниях школьников, которые получали образование в разных странах. Года для этого очевидно мало. Впоследствии оказалось, что восполнение пробелов необходимо не только в части гуманитарных курсов (русский язык, литература, история, обществознание), но по математике, естественнонаучным предметам и даже информатике. Отечественные образовательные стандарты предполагают больший объем знаний и их более комплексный характер по всем предметам.

В результате отбора в онлайн школу в 2023 году были зачислены 120 школьников из 29 стран.

Список стран: Австралия, Австрия, Азербайджан, Армения, Великобритания, Германия, Греция, Израиль, Индонезия, Италия, Казахстан, Канада, Камбоджа, Киргизия, Латвия, Молдова, Никарагуа, ОАЭ, Румыния, Сербия, США, Таджикистан, Туркмения, Турция, Узбекистан, Финляндия, Черногория, Эстония.

Все уроки онлайн школы записываются и доступны для просмотра как тем ученикам, кто присутствовал на уроке и хотел разобрать материал, так и тем, кто не мог присутствовать на занятии в режиме реального времени. И к каждому уроку, помимо материалов учебников, преподавателями готовились презентации, комментарии, наглядные материалы. Активно используется электронная доска, которая применяется так же, как и обычная в классе, и преподавателем, и учениками для выполнения заданий.

school 3   school 1

Программа онлайн школы по своему содержанию полностью соответствует ФГОС основного общего и среднего общего образования. Учениками в полном объеме осваиваются все общеобразовательные дисциплины, включая физическую культуру, специально для которой была разработана особая программа, включающая изучение различных видов спорта и комплексы физических упражнений, которые выполняются под контролем тренера-преподавателя университета. У школьников пятидневная учебная неделя, каждый день проходят уроки, во второй половине дня организуются спецкурсы по углубленному изучению предметов. Кроме того, в вечернее время преподавателями проводятся консультации для учеников, проживающих в часовых поясах, сильно отличающихся от московского, а также для детей, которые совмещают обучение в онлайн школе с посещением школы страны проживания.

В рамках реализуемого проекта онлайн школы Санкт-Петербургского государственного университета возможно обучение детей по программам основного общего и среднего общего образования представителей дипломатического корпуса, сотрудников посольств и консульств Российской Федерации в зарубежных странах.

Отдельно стоит остановиться на преподавательском составе онлайн школы. В качестве педагогов выступают преподаватели Академической гимназии имени Д.К. Фаддеева Санкт-Петербургского университета и сотрудники факультетов, которые имеют опыт работы с школьниками. Более 70 процентов из них — ученые, кандидаты и доктора наук.

В части успеваемости следует отметить, что абсолютно все ученики смогли улучшить свои результаты. Если в начале учебного года средний балл по классам составлял чуть выше трех, то к концу года он стал более 4 баллов.

Безусловным показателем качества являются результаты государственной итоговой аттестации 9 класса, которая проводилась в 2024 году. Все ученики, которые были до нее допущены, успешно справились и с русским языком и математикой, и с предметами по выбору. Выпускники 9 классов не побоялись выбрать также физику и химию, хотя именно по этим предметам в начале учебного года наблюдался наибольший дефицит знаний.

school 1

Для каждого класса назначен классный руководитель из числа воспитателей и тьюторов. В онлайн школе у классного руководителя особая задача, она не заключается в формальной поддержке коммуникации школы с детьми и родителями. Классный руководитель должен помочь сформировать коллектив из детей, которые живут в разных странах, встречаются только онлайн и изначально находятся в разной языковой и культурной среде. Для детей проводились лекции, мастер классы, классные часы, чтобы в итоге каждый смог стать частью культурного кода и гимназии, и современной России.

school 2

Печать

Направления подготовки

  • Математика и физика
  • Химия
  • Физика (конвергенция и наукоемкие технологии)
  • Биология
  • География и геоэкология
  • Прикладные математические и информационные технологии
  • Биология и химия (9 класс)

Печать