Одна из важнейших задач университетских ботанических садов — обеспечение образовательного процесса. Всегда есть потребность преподавания ботаники и других биологических дисциплин на живом материале, источником которого и являются коллекции растений Ботанического сада СПбГУ.
Уникальные материалы Ботанического сада Университета студенты-биологи изучают с первого курса. Коллекции сада используют при реализации семи образовательных программ всех уровней образования по трем направлениям: «Биология», «Почвоведение» и «География». В рамках курса по общей ботанике будущие биологи и почвоведы проводят в теплицах Ботнического сада до 14 часов за семестр. Помимо занятий, предусмотренных учебным планом, студенты также могут в любое время изучать растения, высаженные в открытом грунте. Детально изучить особенности строения растений, а также их распространения можно во время таких спецкурсов, как «Биогеография», «Эволюционная и экологическая морфология и анатомия растений», «Функциональная морфология растений» и «Анатомия культурных растений и их диких сородичей». В рамках такого углубленного обучения студенты проводят в теплицах Ботанического сада в два раза больше времени — до 28 часов в семестр.
«Биолог должен знать, как выглядят растения, с которыми он знакомится во время лекций на страницах книг или экране компьютера. Будущему специалисту необходимо хорошо разбираться не только в местной флоре, но и растениях других регионов. Так, например, в Ботаническом саду СПбГУ существует уникальная коллекция хвойных растений со всего мира. В ней собраны экземпляры из Северной и Южной Америки, Австралии, Европы. Студенты учатся разбираться в растительном разнообразии, не выезжая за пределы Петербурга», — рассказывает директор Ботанического сада СПбГУ Александр Халлинг.
Поскольку большая часть учебного года приходится на холодный период, основной упор в образовательном процессе делается на оранжерейные растения. Студенты приходят на экскурсии в Ботанический сад или берут для подробного изучения горшки с растениями. Так, за один учебный год его посещает около 30 групп, каждая численностью до 10 человек. Для лабораторных занятий по анатомии уже используют отдельные части: стебли, цветы, листья и корни. Помимо этого, важной частью обучения будущих ботаников является составление гербариев, материал для которых также можно взять в Ботсаду в дополнение к растениям, привезенным из экспедиций и полевых практик.
Учиться разбираться в растениях приходят не только студенты, но и учащиеся профильных биологических классов Академической гимназии СПбГУ. Ежегодно используют коллекции сада более 50 школьников: девятиклассники, обучающиеся по программе «Биология и химия», а также учащиеся 10 и 11 классов программы «Биология». Знакомство с Ботаническим садом начинается с обзорной экскурсии, затем прямо в оранжереях проходят практические занятия (около 20 за учебный год) по систематике растений. Кроме этого школьники используют живой материал на лабораторных практиках. Так, старшеклассники, обучающиеся по программе «Биология», в рамках спецкурса по микробиологии, микологии и ботаники проводят до 10 практикумов с использованием растений из Ботанического сада. Помимо этого, во многих классах гимназии много растений, подаренных сотрудниками Ботанического сада, которые служат демонстрационным материалом во время уроков и формируют особую образовательную среду кабинетов. Такой подход при подготовке будущих абитуриентов позволяет Академической гимназии СПбГУ имени Д. К. Фаддеева СПбГУ уже не первый год сохранять лидирующие позиции рейтингов российских школ по уровню преподавания по биолого-географическому направлению (Академическая гимназия СПбГУ вновь вошла в список лучших школ России).
Ресурсы Ботанического сада также широко задействованы при реализации дополнительных образовательных программ «Ландшафтный дизайн» и «Фитодизайн интерьеров». В 2019/20 учебном году обучение по дополнительным программам прошли шесть групп общей численностью 35 обучающихся. Слушателям курсов рассказывают, какие растения можно использовать для озеленения интерьеров и садовых участков, как отличить один вид от другого, а также каким образом сочетать между собой те или иные растения, чтобы наилучшим образом устроить пространство офиса, дома или собственного зимнего сада.
Не только оранжереи могут быть использованы во время учебного процесса. Сейчас сотрудники Ботсада ведут активную работу по восстановлению («Сад использовали как помойку»: директор Ботсада СПбГУ о 90-х и нулевых; Бензин и машинное масло ― для поливки растений Ботанического сада) и созданию тематических участков в открытом грунте с местной флорой и лекарственными растениями и систематическийучасток. В будущем это позволит существенно расширить практическую составляющую курсов ботаники для будущих биологов, почвоведов и биогеографов.