Подготовка высококвалифицированных кадров начинается со школьной скамьи: в СПбГУ обсудили, чему учат школьников в СУНЦах

Дата публикации:

В Санкт-Петербургском университете состоялась стратегическая сессия, организованная Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, в ходе которой эксперты из вузов и специализированных школ Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Белгорода, Ростова-на-Дону и других городов России обсудили практику создания образовательных структур при университетах и научных центрах.

Система обучения одаренных детей в нашей стране существует со времен Советского Союза. Созданные в 50–60 годы XX века специализированные учебно-научные центры до настоящего времени успешно работают при ведущих вузах России. В рамках национального проекта «Наука» поставлена важная задача — расширить сеть таких центров, создавать лидирующие школы по всей стране, обеспечив минимум по одной такой школе в каждом федеральном округе. Не менее важной является и задача по развитию действующих СУНЦев.

Проректор по воспитательной работе и организации приема СПбГУ Александр Бабич, открывая стратегическую сессию, рассказал, что дата проведения ее совпала с важным для Университета днем — вторым днем рождения Академической гимназии: «Петр I учредил Университет, Академию наук и Академическую гимназию своим указом в 1724 году — это первый день рождения нашей гимназии, а второй — это 17 октября 1963 года, именно в этот день прозвучал первый звонок в гимназии, возрожденной благодаря стараниям нашего великого математика Дмитрия Константиновича Фаддеева». Академическая имени Д. К. Фаддеева СПбГУ — это один из примеров успешного создания учебно-научного центра, реализующего программы общего образования, при классическом университете. Сегодня в гимназии учатся 360 учеников, более 200 из которых проживают в общежитии. Зачисление осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, но, что очень важно, обучение и проживание для ребят полностью бесплатны.

СПбГУ активно работает со школьниками — проводятся профориентационные мероприятия, развито олимпиадное движение. В 2020 году только в первый день приема заявок на Олимпиаду школьников СПбГУ было подано более пяти тысяч заявок.

Подобные школы есть не только в Санкт-Петербурге, но и других российских городах: Москве, Екатеринбурге и Новосибирске. Суммарно в них обучаются свыше двух тысяч талантливых школьников, рассказал Алан Елбакиев, директор по стратегии ФБУ «Российское технологическое агентство». Идея таких центров — развитие углубленных навыков еще со школьной скамьи. «Более 80 % выпускников специализированных центров поступают в ведущие вузы страны. Средний балл по выпускным экзаменам у них не менее 80 баллов», — заметил Алан Елбакиев. В школах есть различные профили: традиционные еще с советских времен математика и физика, а химия, биология, информатика, инженерно-технический профиль, история, архитектура, искусство. Важное отличие таких школ — обучающиеся имеют доступ к лабораториям и исследовательскому оборудованию вузов.

Директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова напомнила, что педагоги давно вывели свою формулу одаренности ребенка: к академическому интеллекту нужно прибавить социальный, эмоциональный интеллект и мощный творческий потенциал. «Чем отличается ученик Академической гимназии СПбГУ? В первую очередь тем, что за время обучения в гимназии он должен обрести прочный, устойчивый, многомерно диагностируемый опыт проектно-исследовательской деятельности. Университету нужны те, кто умеет ставить умные цели и доходить до конца». Среди важных умений ученика гимназии: владение русским языком, иностранным языком, любовь к чтению, опыт публикационной активности, увлечение современными технологиями, работа в команде, умение конкурировать. «Мы понимаем, как развивается научный мир, — ученый должен участвовать в грантах, соревнованиях, конкурсах», — добавила Елена Казакова.

По словам эксперта, самообразование сегодня — одно из важнейших умений, и важно учиться с помощью открытых цифровых ресурсов: «Без этого навыка человек не может сформироваться как профессионал». Особенно явно это стало заметно в 2020 году, с приходом эпидемии новой коронавирусной инфекции. Дарья Андрианова, директор Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ рассказала, что педагогическому коллективу удалось найти новые успешные практики реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий. Например, во время пандемии для изучения физики был задействован, пусть и удаленно, Научный парк СПбГУ. «Взрослый в лаборатории становился "руками", показывал процессы, у обучающегося была возможность строить графики и вносить данные», — рассказала Дарья Андрианова.

Пандемия показала, что техносфера средних общеобразовательных организаций существенно устаревает, переход на дистант формирует новый вызов — совершенствование цифровой образовательной среды школы. Но именно необычные условия работы в 2020 году дали импульс для выбора и создания новых, более эффективных образовательных технологий обучения и педагогических практик.

Печать